Воскресенье, 8 февраля, 2026

«Разбитый ангел» — двадцать лет непрерывного строительства и скоротечный упадок

Что делает район любого города похожим на его жителей. Многое, к примеру, домашние животные или истории тех людей, которые здесь проживают. Но есть еще один фактор, который очень влияет на узнаваемость того, или иного района. Речь о здешних зданиях. Независимо это жилые дома, или промышленные объекты и тому подобное. Ведь в этих зданиях жители работают, учатся, играют, едят, спят, одним словом, живут. И чем старее здания есть в том или ином районе, тем богаче его история.

К примеру в  Форт-Грин и Клинтон-Хилл можно найти целую кучу таких зданий, от домов из коричневого кирпича, которые были возведены еще в колониальную эпоху до жилых проектов с роскошными квартирами. Сейчас речь пойдет об одном из таких особняков, который сейчас потерян для будущих поколений, как произведение нетрадиционной архитектуры, но более подробно читайте на brooklyn-future.com.

«Разбитый Ангел» начало

Незаконно построенный в свое время, полуразрушенный особняк, который расположился посреди Бруклина, теперь исчезает с архитектурной карты города. Он был известен как «сумасшедший самогонный завод» или, как «часть космического корабля», еще его называли «Разбитым Ангелом». При этом дом умудрялся всегда оставаться одним из образцов аутсайдерской архитектуры в районе Бруклина.

Именно так, пока он оставался таким, как есть, увидеть в районе Клинтон-Хилл в Бруклине, что-то еще более причудливое и странное было почти не возможно. Здание было памятником бессмыслицы, абсурдным остатком эпохи, которой, заметьте, никогда не было в реальной жизни. Дом выглядел, как фабрика промышленной революции, которая похудела и пришла в упадок, потому, что ее годами заставляли принимать наркотики.

Художник, архитектор, самоучка — эти слова относятся к Артуру Вудсу, который вместе с женой Синтией в 1979 году приобрел недвижимость на Даунинг-стрит, 4, за более чем 2 тыс. долларов. Эта сумма денег, уже делает историю дома «Разбитого Ангела» похожей то ли на миф, то ли на сказку. Но это было на самом деле — Вудсы воспитывали там двоих детей. А параллельно с тем превращали помещение, как выяснилось позже, в выдающуюся архитектурную достопримечательность. Именно так, ведь дом всегда привлекал заинтересованных посетителей в Бруклине, причем со всего мира.

У этой парочки было хиппстерское ощущение свободы, которое между тем удивительным образом сочеталось с бруклинской трудовой этикой. Все это побудило молодых людей оставить свой след на этой земле, воплотив его в кирпиче, дереве и стекле. Интересный факт, на протяжении многих лет, супруги использовали лишь те материалы, которые были найдены ими в мусорных баках или подобраны собственными детьми где-то на улице.

И в итоге им удалось превратить заброшенную когда-то фабрику, без преувеличения в архитектурное произведение искусства. К слову, название «Разбитый ангел» происходит от найденной где-то на Стейтен-Айленде небольшой статуи херувима, которую кто-то выбросил, а супруги подобрали.

«Разбитый Ангел» в кино

Как бы там ни было, но строительство здания, началось в 1979 году. Тогда у художника Артура Вудса возникло непреодолимое желание  превратить эту старую штаб-квартиру компании Brooklyn Trolley, в памятник народного искусства. Для этого мужчина решил добавить зданию несколько эксцентричных дополнений. И ему это удалось.

Более того,  особняк, даже играл важную роль в документальном фильме «Строительная вечеринка Дэйва Шапеля», который был снят в 2005 году. По другому быть и не могло, ведь на этом четырехэтажном здании нашли свое место разноцветные стеклянные панели готического собора, а причудливая архитектура карнавального дома развлечений с фальшивыми зеркалами и какая-то не настоящая, а нарисованная аура, витавшая вокруг него, лишь поспособствовали этому. А перед этим, был еще один фильм.

Первый 15-минутный короткометражный фильм об этом здании — «Разбитый Ангел: Последняя глава» увидел свет в 1991 году. Его премьера состоялась на кинофестивале «Сандэнс», фильм показали в Метрополитен музее и Музее современного искусства в Нью-Йорке. Это было документальное кино. В нем Синтия и Артур, рассказывают о своем замке, который похож на собор и служит домом для этих людей и их детей.

Пожар, как начало упадка

Кинопленка запечатлела, как продвигалось строительство, как дети Вудсов таскают кирпичи, а Артур и Синтия поднимают и встраивают в стены здания всякие безделушки. Создается впечатление, что все происходит по правилам игры в Тетрис. «Разбитый Ангел» поднимался все выше и выше, становясь частью городского ландшафта.

Не обошлось без неприятностей. К сожалению, они имели глобальные последствия. Дело в том, что вскоре после появления в фильме в доме «Разбитого Ангела» произошел пожар. Он был локальным, никто не пострадал. Но за этот факт ухватился Департамент строительства, который прислал 75-летнему Вуду и его 65-летней жене уведомление о необходимости выселения.

Иными словами, власти города требовали от Вудса, чтобы он привел здание к необходимым строительным нормам, чтобы минимизировать возможность еще одного возгорания. К тому же в Департаменте строительства предложили демонтировать незаконную конструкцию с крыши дома. У Вудса не было вариантов, кроме как подчиниться. Он объединился с молодым местным застройщиком, и начал переоборудование здания под квартиры. Мужчина хотел создать здесь галерею, а на соседнем участке школу. Но не были как следует улажены финансовые вопросы, не был выплачен кредит, поэтому банк изъял имущество.

Затем были десятилетия судебных баталий за спасение своего замка. Вудс, даже в 2013 году получил свое последнее уведомление, это был документ о выселении. Поэтому  кроме, как устроить вечеринку по случаю закрытия здания, ему ничего не оставалось. Затем «Разбитый Ангел» несколько раз переходил из рук в руки. А уже по состоянию на 2015 год здание находилось на завершающей стадии переоборудования под жилой кондоминиум.

«Разбитый Ангел» был обречен

Подытоживая, можно сказать, что своим существованием «Разбитый Ангел» стал символом Бруклина, ярко демонстрируя, каким было боро на протяжении десятилетий. Демонстрируя, что оно было живым и экспрессивным, импозантным, хоть и грязным, но  вместе с тем,  делало Бруклин аутентичным, очень далеким от блеска и денег, например, Манхэттена.

«Разбитый Ангел» был всего лишь одним зданием из многих, но его популярность и упадок демонстрируют те невероятные сдвиги, которые произошли в Нью-Йорке в целом, и в Бруклине, в частности. К слову, то же самое произошло в Квинсе во время разрушения 5Pointz — легендарной  мекки  граффити. К сожалению, мэрию невозможно победить, «Разбитый Ангел» был обречен.

Трудно поверить, но начиная с 1979 года до начала 2000-х годов этот дом был проектом. То есть все эти годы он постоянно находился в процессе созидания, дополнения и строительства. Здание, которое приобрели Вудсы, было трехмерным полотном, на котором супруги воплощали свою идею, ведь она у них была.

Сейчас же, одной из проблем застройки являются новые здания, эти прямоугольники с прямыми углами, имеющие идеальные и красивые формы. Но проблема в том, что футуристические уравновешенные и блестящие пространства нынешних городских пейзажей очень похожи на те коробки, которые возводили в пригородах 1950-х годах. Несмотря на их изящество и цену. А еще, все они выглядят одинаково, что говорит о том, что человеческая природа и самовыражение полностью утрачены. Зато даже  спустя годы после своего упадка, «Разбитый Ангел» беспокоит воображение и его все еще трудно описать.

Источники:

Latest Posts

....... . Copyright © Partial use of materials is allowed in the presence of a hyperlink to us.